Вчера побывал на концерте группы «4 позиции Бруно». До этого всё никак не удавалось попасть на концерты уральского коллектива - но вот наконец получилось, сбылось. После вышедшего месяц назад альбома "Ненужный опыт» я ожидал от выступления чего угодно (даже живые барабаны, стоявшие на сцене клуба «16 тонн», перед концертом, казалось, на что-то намекали - хотя стояли они просто потому, что стоят там всё время) - ведь альбом, пусть в общем-то мало чего добавлял к тому, что мы о группе знаем, мнился в каком-то смысле знаковым, переходным; мне, в частности, почудилось, будто он во многом о том, что вот нам и исполнилось тридцать и вот мы остались вдвоём - участникам действительно перевалило за этот возрастной рубеж и из трио они действительно превратились в дуэт. Перемены в составе как будто были высадкой ненужного пассажира - человек, отвечавший в сайд-проекте «Птицу Емъ» на пару с вокалистом Сашей Ситниковым за, как называл это Шнуров, говоря об одном из бывших шоуменов своего "Ленинграда", «жесть и ах*й», вместе с этим самым сайд-проектом оказался за бортом, а оставшиеся двое наконец-то смогли поговорить наедине о чём-то личном и понятном только им; название же самого альбома не то разочарованно перечёркивало предыдущие тринадцать лет существования группы, не то указывало на сомнительность смены направления здесь и сейчас. Вот композиция «Занесло меня снегами», самая необычная на последнем альбоме «Позиций» - это всё-таки смещение в неожиданную сторону, которое не все, что называется, поймут; лично я почему-то услышал в этой песне отголоски мелодики Игоря Игоревича Матвиенко, неслучайную встречу его «Иванушек» и Coil в постмодернистском измерении, эдакую русскую версию Batwings в исполнении Игоря Сорина - довольно сильный, попсовый, как на прошлом альбоме БГ, и вроде бы завершающий (что-то) ход - но в итоге все эти теоретизирования с началом концерта разрушились практически в один миг. Само собой, действо было в духе старых добрых «Позиций»; как сказали бы в соцсетях, выступали «4ПБ» здорового человека. Ситников кривлялся, брёл в приступе лунатизма, иступлённо вставал на колени, потом с колен на спину, сидел на кортах согласно тексту своей великой песни и вообще был ходячим помутнением рассудка, в то время как второй участник Антон Клевцов по традиции мутил разум при помощи звуков. Презентации альбома в привычном понимании, конечно же, не получилось; годящаяся для возвышенного завершения песня "Занесло меня снегами» была исполнена то ли второй, то ли третьей, причём как-то нарочито впроброс - зато в настоящем финале концерта, на песне «Весна», люди в зале подпевали до натурального гула в ушах. Таких вот сильных моментов в отдельности было довольно много - но какого-то цельного впечатления, кажется, не хватило; попытки совмещать инструментальную и песенную ипостась в рамках одного концерта всё-таки придают концерту некоторую суетливость и разорванность: бессловесные работы группы (если обратиться, например, к какой-нибудь «Сломленности») всё-таки сильны как отдельные большие произведения с явной драматургической канвой, а с песнями без перерывов на инструменталки концерты могли бы превратиться в мощные сеансы массового гипноза - с подпевками до упаду и стервенеющим без передышки фронтменом (который в ходе этих самых передышек успевает, к сожалению, превратиться в человека нормального, что явно не идёт на пользу силовому воздействию происходящего). Ну и раз уж про здоровье тут говорили - во время трансового инструментального трека, в котором явно больной человек (а других в библиотеке голосовых сэмплов «Поз», кажется, и не бывает) на разные лады обречённо повторял слово «выздороветь", один из особо упоротых зрителей положил мой диктофон в пивной бокал, заботливо полагая, что с такой звукоизоляцией саунд выйдет богаче; к счастью, бокал был пуст - но на душе осадочек всё-таки остался.
Впрочем, это всё частности - а в целом вопреки всему такой концертный опыт оказался очень даже нужным: с его помощью было убедительно доказано, что, к нашему счастью, уральский дуэт останавливаться не собирается - и что в реальности всё проще, чем может видеться со стороны.
(Upd. Спустя полтора года вышел лайв-альбом, составленный из лучших записей концертной программы тех месяцев и наглядно отражающий атмосферу описываемого московского выступления; послушать и скачать его можно здесь)
Комментариев нет:
Отправить комментарий