Было бы преувеличением говорить, что русская поп-музыка находится сейчас в бедственном положении - однако то, что многие приписываемые ей достижения зачастую оказываются не достижениями музыки именно российской, а максимум русскоязычной, как-то расстраивает; да, украинскую поп-музыку всё ещё сложно перестать считать «нашей» и в розовых мечтах хочется номинировать на местный «Грэмми» группу «Время и стекло» - но не получится. Да даже если бы получилось - мне лично сложно разделить почти всеобщий оптимизм по поводу её песни. «Имя 505», кажется, проповедует безнадёжно устаревающий подход к поп-музыке как к лёгкому жанру; немного грустно считать это главным хитом страны в условиях, когда уже только ленивый не говорит, что самые успешные и резонансные поп-альбомы десятых - это прежде всего осознанные программные заявления, будь то по поводу угнетения чёрных, будь то по поводу личных драм; притом что в музыкальном плане всё это может выражаться в форме осточертевшего трэпа, а визуально - в форме клипов с тверкающими женщинами, как, допустим, у той же Бейонсе, поводами для обсуждения и сотни тысяч знаков такие альбомы-заявления являются вполне заслуженно.
А вот мечты о Великом русском концептуальном поп-альбоме (простите опять за слово «великий», это я по аналогии с great american novel, допустим) так и останутся, наверное, мечтами; оно и понятно: для социальных заявлений как, допустим, у соседок Онуки или Джамалы наше общество сейчас всё-таки слишком робкое - да и, кажется, просто нет явления, которое можно описать и которое осознавалось бы всем обществом в качестве национальной катастрофы наподобие того же Чернобыля или там геноцида крымских татар; ну мало ли угнетают там кого-то, ну осели там эти выбросы, да и хрен с ними, а про двадцатые-тридцатые годы, больше всего подходящие на роль большой русской травмы, вполне органично посмеётся группа «Шкловский», засим и разойдёмся. Хотя и в отсутствии почвы для большой поп-записи, заставившей бы слушателя рефлексировать по поводу истории собственной страны, в принципе тоже нет беды: российскую популярную музыку с колен можно поднимать и другими способами. Опять сейчас начнутся здесь песни про безнадёжную отсталость - но вот недавно как раз размышлял, что грешно так не пользоваться расположением на перепутье: страна устремлена одной ногой в Скандинавию, другой в Азию, остальными местами ещё куда-нибудь, а даже чего-то подобного, допустим, новой скандинавской музыке, которая отсылает одновременно и к чему-то фолковому, корневому, и к чему-то передовому по звуку, у страны нет. Или, если вспомнить о проектах Tikhie Kamni и Lovozero, слишком глубоко запрятано.
И вот попытка выплыть наружу: неведомая мне доселе пермская группа marinaisseeingseascape обнародовала свой первый клип; сложносочинённое слитное название, понятное дело, отсылает к проекту iamiamwhoami - и эта поверхностная ассоциация, пришедшая в голову ещё до просмотра клипа, оказывается не совсем далёкой от истины. Если описывать коротко и совсем топорно, перед нами нордическая воздушная электроника с похрустываниями, чахоточным голосом, народными мотивами и видами матушки природы - в общем, зрелище весьма ласкающее глаз и слух и вышеописанную лакуну будто бы вполне способное устранить. Однако что-то здесь смущает; сложно понять, например, как относиться к неровности эстетики видео: VHS-кадры соседствуют в клипе с глянцевыми видами, характерными как раз для вышеупомянутых iamiamwhoami, ещё кое-где глитч проскакивает. В обычной ситуации такую полистилистику видеоряда объяснять едва ли была бы необходимость, но вторгающиеся в идиллическую картинку деревенские съёмки в стиле russkoe bednoe, с одной стороны, слишком контрастируют с лёгким отстранённым звуком, а с другой будто придают необходимую червоточинку, называемую национальным колоритом - и как к результату в итоге относиться, не очень-то понятно. Похоже больше на какие-то черновики, набор образов, пытающихся целиться в бессознательное, а попадающих в конце концов куда-то мимо, но зачастую это как раз и привлекает; если уж не на «Евровидение», то в The Calvert Journal или в Pitchfork пермяки попасть в ближайшем будущем наверняка смогут.
А вот мечты о Великом русском концептуальном поп-альбоме (простите опять за слово «великий», это я по аналогии с great american novel, допустим) так и останутся, наверное, мечтами; оно и понятно: для социальных заявлений как, допустим, у соседок Онуки или Джамалы наше общество сейчас всё-таки слишком робкое - да и, кажется, просто нет явления, которое можно описать и которое осознавалось бы всем обществом в качестве национальной катастрофы наподобие того же Чернобыля или там геноцида крымских татар; ну мало ли угнетают там кого-то, ну осели там эти выбросы, да и хрен с ними, а про двадцатые-тридцатые годы, больше всего подходящие на роль большой русской травмы, вполне органично посмеётся группа «Шкловский», засим и разойдёмся. Хотя и в отсутствии почвы для большой поп-записи, заставившей бы слушателя рефлексировать по поводу истории собственной страны, в принципе тоже нет беды: российскую популярную музыку с колен можно поднимать и другими способами. Опять сейчас начнутся здесь песни про безнадёжную отсталость - но вот недавно как раз размышлял, что грешно так не пользоваться расположением на перепутье: страна устремлена одной ногой в Скандинавию, другой в Азию, остальными местами ещё куда-нибудь, а даже чего-то подобного, допустим, новой скандинавской музыке, которая отсылает одновременно и к чему-то фолковому, корневому, и к чему-то передовому по звуку, у страны нет. Или, если вспомнить о проектах Tikhie Kamni и Lovozero, слишком глубоко запрятано.
И вот попытка выплыть наружу: неведомая мне доселе пермская группа marinaisseeingseascape обнародовала свой первый клип; сложносочинённое слитное название, понятное дело, отсылает к проекту iamiamwhoami - и эта поверхностная ассоциация, пришедшая в голову ещё до просмотра клипа, оказывается не совсем далёкой от истины. Если описывать коротко и совсем топорно, перед нами нордическая воздушная электроника с похрустываниями, чахоточным голосом, народными мотивами и видами матушки природы - в общем, зрелище весьма ласкающее глаз и слух и вышеописанную лакуну будто бы вполне способное устранить. Однако что-то здесь смущает; сложно понять, например, как относиться к неровности эстетики видео: VHS-кадры соседствуют в клипе с глянцевыми видами, характерными как раз для вышеупомянутых iamiamwhoami, ещё кое-где глитч проскакивает. В обычной ситуации такую полистилистику видеоряда объяснять едва ли была бы необходимость, но вторгающиеся в идиллическую картинку деревенские съёмки в стиле russkoe bednoe, с одной стороны, слишком контрастируют с лёгким отстранённым звуком, а с другой будто придают необходимую червоточинку, называемую национальным колоритом - и как к результату в итоге относиться, не очень-то понятно. Похоже больше на какие-то черновики, набор образов, пытающихся целиться в бессознательное, а попадающих в конце концов куда-то мимо, но зачастую это как раз и привлекает; если уж не на «Евровидение», то в The Calvert Journal или в Pitchfork пермяки попасть в ближайшем будущем наверняка смогут.
Комментариев нет:
Отправить комментарий