пятница, 18 марта 2016 г.

#72: Камера обскура

Подметил, что в последнее время делаю здесь посты преимущественно в пятницу вечером/субботу утром, и это само собой плохо сказывается на результате - но на этот раз постараюсь коротко и внятно. Зато сразу о многом, уж простите.

В начале недели в сеть выложили документальный фильм «Theory of Obscurity», посвящённый небезызвестным американским анонимам-авангардистам The Residents. Причём появился он в сети чуть ли не с благословения режиссёра - фанатские субтитры были сделаны на основе предоставленных им текстовых расшифровок; невозможное чудо, конечно: в вк-паблике сначала разыскивали оригинальный DVD для перевода в надежде на английские субтитры, которых там в итоге не оказалось, потом написали непосредственно создателю фильма и всё от него получили. Ну и сама документалка хорошая; конечно, нет ничего нового в утверждении, что мифотворчество - это путь, при должном ему следовании позволяющий не зазнаться и себя не заманать, а музыка (как и вообще искусство в принципе) - прежде всего игра, которая только в форме игры и может быть честной, но присмотреться к одному из наиболее ярких в истории музыки воплощению этих формул в любом случае познавательно.


И ещё о документально-музыкальном кино. До сегодняшнего вечера Pitchfork стримит Heartworn Highways, фильм-бытописание американского кантри образца середины семидесятых. Его я тоже посмотрел впервые, и как человеку плохо знакомому с контекстом он показался весьма скучным; кто-то из появляющихся в фильме исполнителей безбожно пьёт, кто-то полирует гитару, какой-то бахвальский музыкант комплекции позднего Элвиса поёт и балагурит перед заключёнными, а в конце сводный хор заслуженных (видимо) местных бардов исполняет аналог «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» (аналогия не в плане содержания песни, конечно, а в плане драматургии момента). Возможно, тут действительно дело в том, что знакомое всегда родней - и потому из полутора часов материала меня больше впечатлил момент, когда в фильме появляется Таунс ван Зандт (это, кажется, вообще первое его появление такого уровня, почти что звёздный час - хотя сам фильм долгое время после съёмок лежал на полке); жил он тогда в фургончике вместе со своей невестой, там и заснят - и вот это ощущение хрупкого уюта на задворках, готового чуть что обрушиться рая в шалаше (усугубляемое ещё и тем, что Таунс исполняет здесь песню Waiting Around to Die, написанную от лица человека, который пошёл по наклонной и в итоге предпочёл выбрать путь саморазрушения) очень достоверно передано. В общем, хотя бы ради этих десяти минут посмотреть Heartworn Highways обязательно стоит - или дождаться 16 апреля, Дня музыкального магазина, когда выйдет бокс-сет с фильмом, бонусами к нему и саундтреком.


Кстати, в рамках того же record store day выходит виниловый сингл с двумя исполненными Джейсоном Молиной кавер-версиями песен ван Зандта; в среду как раз была третья годовщина ранней смерти Молины, и тут, конечно, снова повод обратиться к нетленному тексту и вспомнить, каким он парнем был - непонятно, конечно, как его занесло в наш грешный двадцать первый век, в ряду героев вышеупомянутого фильма он смотрелся бы органичнее, да и waiting around to die как раз была будто под него скроенной фразой-лайфстайлом: как мы помним, перед смертью Джейсон десять лет топил своё отчаяние в алкоголе.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

В чём сила

Вчера без всякого повода решил переслушать пару альбомов Шон Маршалл — а тут выяснилось, что сегодня юбилей у одного из них . Когда-то за...